Профессия проводник. Профессия проводник вагона Как работают проводники пассажирских вагонов
Каждый раз отправляясь в командировку, в путешествие, в гости к родственникам или друзьям, мы пользуемся услугами компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Одной из самых популярных является компания РЖД, поскольку именно путешествия поездом - наиболее бюджетный вариант. Такие поездки обычно долговременные и занимают несколько дней, но сколько романтики в каждой из них!
В пути следования пассажиров обязательно сопровождают проводники, на которых, вопреки мнению многих людей, лежит огромная ответственность за каждого, кто едет в вагоне. Однако в этой профессии есть и множество плюсов. Reconomica поговорила с бывалой проводницей пассажирского вагона и в данной статье рассказывает историю Стеллы, которая в подробностях описала весь свой путь в профессии от начала и до нынешнего дня.
Профессия ППВ
Здравствуйте, меня зовут Ивасюк Стелла Семеновна, мне 28 лет, я проводник пассажирского вагона. Мое место работы - пассажирское вагонное депо г. Хабаровска, ЛВЧД -1. Мой стаж работы - 5 лет.
Проводник пассажирского вагона - очень ответственная и сложная профессия. Она заключает в себе целую комбинацию навыков. Я должна быть человеком коммуникабельным, бдительным на протяжении пути и, ко всему прочему, тонким психологом, умеющим найти общий язык с разными категориями людей.
Обычному пассажиру зачастую кажется, что наше дело маленькое - проверить билет, принести постель и предложить горячего чая. Но на деле в обязанности проводника входит и масса других забот помимо общепринятой обслуги.
На протяжении всего пути следования нужно слушать свой вагон, каждую колесную пару, чтобы вовремя выявить ползун или скол; следить за электрооборудованием и водоснабжением; своевременно греть титан и следить за уровнем воды в нем; заполнять поездной журнал и не допускать проезда станции пассажиром; нести ответственность за срыв стоп-крана и быть готовой в любой момент стать сигналистом во время экстренной остановки поезда.
Хабаровск.
Маленький старт большого пути
Для тех, кто желает надеть железнодорожную униформу, я бы хотела посоветовать взглянуть внутрь самого себя и понять: смогли бы вы убирать отходы жизнедеятельности недобросовестных граждан (происходит масса различных случаев)? Готовы ли сдержать эмоции во время неадекватного поведения пассажира? Нашли бы улыбку в ответ на хамское обращение?
Не так сложна сама профессия, как трудности, которые доставляют люди.
И если вы все же готовы вступить в ряды «колесящих страну», то дело осталось за малым. Обучение не требует огромных затрат, времени и сил. Я прошла курсы ППВ в государственном университете путей сообщения (ДВГУПС ) за 3 месяца. В России очень много железнодорожных техникумов, которые предоставляют такой вид обучения на платной основе. В общей сложности вышло не более 30 тысяч рублей.
Знания, конечно, тоже были втрамбованы в голову экспресс-методом. Учить нужно было огромное количество материала, начиная основными положениями, строением вагона (неисправности, экипировка, электрооборудование, система отопления) и заканчивая приличным списком различных огнетушителей и поездной документации.
Колесные пары обязательны к изучению.
Устраиваемся на железную дорогу
Трудоустроиться по специальности - не самая простая задача. Несмотря на огромную текучку кадров в данном направлении, работодатель не стремится брать людей без опыта работы.
Поэтому маленький совет для тех, кто все же выбрал эту колею: акцентируйте внимание во время выбора курсов ППВ на том, чтобы было предусмотрено последующее трудоустройство.
Данное условие дает гарантию того, что после окончания обучения и сдачи всех экзаменов вам будет предоставлено рабочее место. Но, как правило, без маленького «но» не обойтись. Медицинская комиссия - корень зла и браковки персонала. Медработники железнодорожных больниц - очень большие юмористы, любящие устраивать различные квесты и пробежки с одного этажа на другой. Вы должны быть готовы открыть для них каждый уголок своего тела, души и мозга, как правило, не по одному разу.
Хочу еще добавить, что все затраты на медкомиссию будут вам возвращены в короткие сроки. Что касается денежных отношений, здесь железной дороге надо отдать должное. За пять лет работы с задержкой в выплате зарплаты я не столкнулась.
Рейс
Перед отправкой в длинный путь проводнику нужно принять смену. Вместе со сдающей бригадой я и мой напарник должны пересчитать весь инвентарь. Количество матрацев и подушек, ведер, веников, совков, а также проверить наличие всех стаканов, подстаканников и ложек; осмотреть котельное отделение и систему водоснабжения; принять чайную продукцию по накладной и гору мешков с чистым постельным бельем; убедиться в наличии всей поездной документации и сигнального инвентаря (флажки, фонарики, петарды); проверить пломбы на целостность; снабдить вагон углем и водой. Все это необходимо успеть за определенное количество времени перед отправкой состава на вокзал.
К началу посадки пассажиров нужно привести свой внешний вид в порядок и одеться в соответствующую униформу.
В пути следования, по просторам России доводилось многое увидеть и пережить. Самое частое, с чем приходилось сталкиваться - пьяный дебош. Я как проводник плацкартного вагона на такие концерты насмотрелась вдоволь. Радует, что большая часть пассажиров все же нормальные, доброжелательные люди. В разных городах нашей страны, благодаря профессии, появились знакомые и друзья.
Передышка перед посадкой.
Отрицательные моменты
Бывали в практике и достаточно печальные случаи, например, суицид. Некоторые граждане, следуя примеру Анны Карениной , создают массу проблем. После экстренной остановки поезда мне как проводнику хвостового вагона приходится идти за километр для установки сигнальных петард на рельсы. В зимнее время года это не самое лучшее занятие. К тому же задержка поезда приводит к возмущению пассажиров и огромной потере средств за каждую минуту простоя. Так же в вагонах старого типа в зимний период есть наболевшая проблема - туалет. Вооружившись грелкой с кипятком и ломом, я, дрожа от холода, отбиваю и отогреваю гениальное изобретение почти на каждой крупной станции замерзшей страны. И это далеко не все «прелести» нашей работы.
На железной дороге на каждого рабочего приходится пять начальников, и каждый тянет одеяло на себя. За время поездки только в один конец уважаемые ревизоры посещают не менее четырех раз.
Зарплата
Самый приятный момент в любой работе. Железная дорога достойно оплачивает труд и не имеет привычки задерживать своевременные выплаты. Средний доход проводника колеблется в районе 25 тысяч. Очень многое зависит от сезона и количества отработанных часов. Так же имеет значение, в какое время суток вы были на смене. Ночные часы оплачиваются дороже. Мы с напарником разделили сутки в равных частях: с 3 ночи до 15 дня - моя смена.
В зависимости от района трудоустройства доплачиваются северные надбавки. Еще очень важную роль играют ревизоры: найденные ими недочеты отрицательно влияют на зарплату. Пропавший инвентарь тоже будет вычтен из вашей суммы.
Но на все минусы найдутся и плюсы. В РЖД предусмотрен полный соц пакет, дополнительные выплаты при рождении ребенка и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, а также раз в год предоставляется бесплатная поездка по России для всей семьи.
Перспективы
При желании работать и продвигаться по карьерной лестнице, у вас есть хорошие шансы стать начальником поезда. Высшее образование и работа на разных участках ЖД сообщения - достаточные составляющие для роста.
В среднем достаточно 5 лет, чтобы покинуть рабочее купе и переселиться в штабной вагон.
Зарплата так же получает повышение, как и список новых обязанностей.
Романтика или мучение
В целом, конечно, работа имеет как свои минусы, так и плюсы. Я считаю неплохим бонусом возможность посмотреть свою страну, обширность лесов и рек, величие городов и разнообразие вокзалов, встретить интересных людей и просто окунуться в систему РЖД .
Каждый сам выбирает, что ему по душе. Как по мне, проводник пассажирского вагона - не профессия мечты. Сложность и постоянный стресс, частое отсутствие дома и, как результат, - отсутствие семьи. Все это не лучшим образом сказывается на здоровье и психическом равновесии. Но если вы противоположный моему типу человек, способный находить выход из разных ситуаций, получающий удовольствие от внезапных приключений, то это ваш путь. Смело запрыгивайте в вагон и без сожаления двигайтесь только вперед.
«Тем, кто любит путешествовать, получать яркие впечатления , наблюдать калейдоскоп новых лиц и общаться с самыми разными людьми! Приглашаем вас к нам в…» Так выглядит объявление о наборе тех, кто готов сутками бороздить Россию , помогать пассажирам, разносить чай в железных подстаканниках и менять постельное белье на каждой, конечно же, станции. Для тех, кто готов выбрать профессию проводник пассажирского вагона. К красочным описаниям уже поработавшие по этому непростому профилю люди могут добавить перманентный недосып и сутки без сна, разборки с дебоширами, ломаный график работы, штрафы и невысокую (относительно, впрочем, в нашей стране всё относительно) заработную плату.
Тем не менее, профессия проводника для многих, кто её выбрал, остаётся самой любимой. Пример - Мария Уколова и Павел Скворцов . В большом интервью сайту Ёжмедиа молодые люди рассказали, почему выбрали эту профессию и ни разу об этом не жалеют.
Маша архитектор, а Павел - автослесарь. Но объединили их железная дорога, работа проводника и место обучения - Владимирский студенческий отряд проводников (СОП ) «Импульс ».
Чтобы стать «вагоновожатым» и устроиться на курсы, нужно быть не младше 18 и не старше 24 лет. Пройти медицинскую комиссию, заполнить анкету и, как написано на сайте: «собрать вещи, не забыть кучу позитива и море энергии, и отправиться на всё лето покорять город на Неве (обучение проходит в Санкт-Петербурге )». О других особенностях сайт рассказала экс-руководитель СОП «Импульс» Елена Мишканова .
«Идут студенты, мальчики и девочки. Судя по прошлому году, ажиотаж уже спал. Года 3-4 назад на начальный этап приходило более 100 человек . Обучение - это лекции, экзамены, сдача диплома. Всё стандартно.
За неделю можно увидеть и полярный день, и дельфина в море.
Есть желание работать на фирменном поезде, там уже повышение квалификации, другие разряды и обучение дополнительно. Просто студента сразу никто не поставит работать на фирменный поезд.
Именно наш отряд обучали преподаватели техникума из Малой Вишеры . А так, в целом, много учреждений СОП, где есть такая специальность.
Прелесть профессии заключается в том, что РЖД - это невероятное скопление разных людей и эмоций. Когда ты проводник, ты всегда вне зоны своего комфорта, это круто прокачивает собственные личностные качества. И красоту природы за окном никто не отменял. За неделю можно увидеть и полярный день, и дельфина в море », - объяснила Елена Мишканова.
По окончании специальных курсов идти работать проводником вас никто не заставит. Каждый волен делать то, что ему интереснее, нужнее и важнее. Мария и Павел решили продолжить уже не обучение, а на практике узнать, что такое профессия проводник. Правда, как признались ребята, всё же для них комфортнее и спокойнее работать хоть и в одном поезде, но в разных вагонах.
Трудятся герои интервью на маршруте Санкт-Петербург – Адлер в двухэтажном вагоне. «Первое принципиальное отличие - вместимость купейного вагона. Здесь 64 человека, а не 32 , как в привычном составе. Второе - всё работает на протяжении всего пути следования. Это огромное счастье для проводника, как, впрочем, и для пассажиров. В каждом купе по 4 розетки, никто не стоит возле туалетов с телефоном, чтобы его зарядить. Кстати, вагон отапливается без угля, достаточно нажать на кнопочку, и температура будет идеальной. Нет титана с кипяточком - пассажиры приходят непосредственно к проводнику с маленьким электрическим чайником. Во многих вагонах отсутствует купе проводника, на его месте - кофейный аппарат. А видеокамеры не оставляют курильщикам ни единого шанса нарушить запрет».
Работают Мария и Павел по схеме: два рейса откатал , два рейса отдыхаешь. Но уже лето, говорит девушка, и об отдыхе теперь можно только мечтать.
При работе в последнем вагоне надо ещё успевать следить за исправностью хвостовых сигнальных фонарей.
По сути, самое главное для проводника - обеспечить максимальный комфорт всем без исключения пассажирам. Помимо этого в его обязанности входит работа со всем техническим оборудованием поезда: водоснабжением, вентиляцией, электричеством, а также санитарная обработка. Проводник должен уметь оказать медицинскую помощь, помочь при оформлении документов (если состав пересекает границу). При работе в последнем вагоне надо ещё успевать следить за исправностью хвостовых сигнальных фонарей.
Зарплата проводника зависит от нескольких факторов: это сезонность (летом и рейсов больше, и пассажиров), тип поезда (на новых оборудование современное, с ним работать сложнее, а значит, и оклад повыше). В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных. Говорить о каких-то конкретных суммах не будем: они слишком часто меняются. К примеру, в этом году зарплата уже выросла с 1 марта , и ещё раз будет проиндексирована в октябре.
Если пройтись по сайтам в интернете, то вырисовывается следующая картина. В среднем проводник получает около 23 тысяч рублей . Это если считать, что он работает согласно норме, то есть 176 часов в месяц . Но очень часто проводники, желая получать больше, перерабатывают этот лимит. Если рассматривать вариант, когда за работу начисляют премии, сверхурочные и другие надбавки, то получать «вагоновожатый» может порядка 50 тысяч рублей . Но, как уточняют на сайтах, выполнить такую норму крайне проблематично.
Помимо этого за каждые пять лет непрерывной работы проводник получает премию в размере 3-4 окладов . Ежегодно выделяются путёвки в санатории и летние лагеря - бесплатные или частично оплаченные. Проводников безвозмездно обслуживают в клиниках при РЖД.
Если есть желание и силы, можно «дослужиться» до начальника поезда, смены и, в конце концов, вокзала.
Существует и своя градация. Первое звено - работник местных поездов, далее вверх по карьерной лестнице - проводник дальнего следования и фирменного состава. Если есть желание и силы, можно «дослужиться » до начальника поезда, смены и, в конце концов, вокзала. И этому способствует тот факт, что в профессии нет ограничения по возрасту. С 18 и... если есть желание и здоровье, то можно работать и достигнув пенсии.
Есть у проводников и интересная допуслуга. После рейсов они «ходят на улыбку ». Это означает визит к психологу. Там учат распознавать разные типажи людей, определять наиболее конфликтных, учат, как себя правильно вести с такими кадрами.
Профессия проводника - это не всегда монотонные поездки между городами. Две тысячи работников этой сферы уже прошли дополнительные курсы подготовки перед стартовавшим 14 июня в России чемпионатом мира по футболу. Мы об этом . А кому было бы неинтересно пообщаться с болельщиками из Панамы, Австралии или Коста-Рики ? Да ещё и на протяжении не одного застолья, а целой многочасовой поездки? Тут уже и не угадаешь, чем такое знакомство может закончиться.
P . S . Мы связались с главными героями материала и в ближайшее время постараемся написать о них более подробно.
Максим Ярошевский
Из этой статьи вы узнаете:
Проводник поездов дальнего следования – непростая, но вместе с тем невероятно увлекательная профессия! По количеству ежедневно получаемых впечатлений с ней может сравниться разве что работа бортпроводником внутренних и международных авиарейсов. Новые города и страны, великолепные пейзажи за окном, постоянное общение с интересными людьми – это ли не мечта любого офисного трудяги, поглощенного ежедневной рутиной?
Тем, кто устал от сидения на одном месте, кто жаждет свежих открытий и хочет, чтоб следующий рабочий день не был похож на предыдущий, добро пожаловать в профессию проводника поездов, для освоения которой даже не требуется наличие специального образования!
Как стать проводником
При большом желании стать проводником пассажирских вагонов может любой достигший совершеннолетия человек. Для этого ему достаточно обратиться в ближайшее железнодорожное депо, откуда его направят на трехмесячные курсы. После их окончания при условии успешного преодоления всех экзаменационных испытаний, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, выпускник получает свидетельство с присвоенной ему категорией сотрудника, обслуживающего пассажирские вагоны. Всего таких категорий 4: первые две имеют уборщики, третья присваивается всем проводникам сразу после окончания ими курсов, а четвертую они могут заслужить в процессе работы после пройденного повышения уровня квалификации. Как правило, проводникам третьего разряда доверяется лишь работа в простых поездах, а имеющим четвертый разряд доверяется обслуживание пассажиров фирменных составов.
Дальнейшие перспективы
Пройдя все квалификационные ступени должности проводника, набравшись опыта и зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно рассчитывать на повышение до бригадира (начальника поезда). Правда, для этого еще предстоит получить высшее образование или окончить специализированные курсы. Вторым по старшинству в пассажирском составе является механик, но на эту должность могут претендовать только мужчины.
Условия работы
График работы любого проводника зависит от маршрута того поезда, к которому он прикреплен. Все рейсы условно подразделяются на местные (время в пути не более суток) и дальние (свыше этого времени). Обслуживая местное направление, проводник работает по графику 10 рабочих смен/10 выходных дней. А для персонала дальних рейсов устанавливается индивидуальный режим в соответствии с тем, сколько дней их состав проводит в пути («рабочая неделя» составляет ровно столько дней, сколько требуется для того, чтоб добраться до места назначения и обратно, и столько же дней обслуживающий персонал может провести дома).
Заработная плата проводника напрямую зависит от того, сколько часов он «накатал» за месяц. Помимо окладной части ему могут быть начислены некоторые надбавки в соответствии с районным коэффициентом, премиальные и другие бонусы.
Кроме всего прочего, проводники, как и остальные работники железнодорожного транспорта, имеют неплохие льготы, предоставляемые родным предприятием. К примеру, им оплачивается проезд от депо до станции места жительства, 1 раз в год они вместе с двумя несовершеннолетними детьми могут за счет работодателя добраться до любой точки, охваченной железнодорожной сетью, и обратно и 1 раз в год в одиночку совершить бесплатную поездку «туда-обратно» внутри своего отделения железной дороги.
Льготный проезд – не единственная привилегия, которой могут воспользоваться проводники. От профсоюза им ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в оздоровительные учреждения и льготные путевки в летние лагеря для их детей. Они могут обслуживаться в медицинских заведениях, предназначенных только для работников железнодорожного транспорта, а в случае возникновения острой необходимости предприятие-работодатель берет на себя расходы на лечение нуждающегося в помощи сотрудника.
За верность профессии раз в 5 лет проводники поощряются премией в размере 3-4 окладов, а за пенсионерами, отдавшими железной дороге свыше 20 лет своей жизни, сохраняется право на ежегодную бесплатную поездку «туда-обратно» и предоставляется возможность бесплатного проезда в пригородных поездах в пределах 150 км от станции места жительства.
Обязанности проводника
Если вы всё ещё хотите стать проводником поезда, то должны знать, что должностные обязанности проводника можно условно поделить на 2 группы. Первая связана с непосредственным обслуживанием пассажиров: помощь им при посадке и высадке из вагона, проверка проездных и личных документов, снабжение постельными принадлежностями, распространение печатной и продовольственной продукции и т. д. Кстати, на последней «коммерческой» обязанности проводников хотелось бы остановиться чуть подробней. Не стоит думать, что предлагая приобрести напитки, закуски или прессу, работающий в пассажирских вагонах персонал пытается «схалтурить»! И даже весьма навязчивые попытки сбыть продукцию не следует воспринимать как желание «навариться» за счет скучающих в пути пассажиров – все это вовсе не так! Заниматься продажей проводников вынуждает начальство, а невыполнение установленного плана выручки даже карается рублем!
Вторая часть функций проводника сводится к обеспечению чистоты и порядка в вагонах, бесперебойной работы всех технических средств и комфортных условий для пассажиров. Речь идет о таких обязанностях, как:
- регулярная уборка внутренних помещений;
- поддержание в вагоне определенного температурного и светового режима;
- вынос мусора;
- забота о пассажирах;
- и т.д.
Кроме того, проводник несет материальную ответственность за сохранность всего доверенного ему имущества. Чайные и постельные принадлежности, внутренняя оснастка вагонов, размещенные в нем технические устройства – в случае поломки любого из объектов, принадлежащих железной дороге, проводник возмещает расходы на его ремонт из своего кошелька.
Да, работа проводника пассажирских вагонов «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна»! Однако не будь этих терпеливых тружеников, услугами железной дороги пользовались бы только те, для кого не представляется возможным добраться до пункта назначения иным способом. Приветливый взгляд и элементарная благодарность за оказанную помощь – вот та награда, которой будет безмерно рад любой проводник! Не забудьте об этом, когда будете в следующий раз покидать вагон поезда, - скрасьте серые будни человека, проводящего вдали от дома и семьи треть своей жизни!
Трудоустройство проводником считается привлекательным для многих молодых девушек и парней, мечтающих о романтике путешествий. Такую возможность предоставляет компания РЖД, являющаяся монополистом на рынке пассажирских перевозок в России. Но если в Советском Союзе подобная должность была престижной с соответствующей оплатой труда, то сегодня ситуация несколько иная. Поэтому стоит подробнее разобрать, какая средняя зарплата у проводника в 2019 году.
Обязанности проводника
Сначала стоит сказать о том, что входит в должностные обязанности в этой профессии. Работа начинается еще до отправки поезда, подготовкой которого проводник занимается на вверенном ему участке. Так, он получает белье, моющие средства, товар для реализации, а также иные расходные материалы. Перед самим отправлением он осматривает свой вагон, убирает его и при выявлении неполадок вызывает бригаду, которая должна их устранить.
После начала движения состава он имеет следующие обязанности:
- Размещать всех пассажиров по местам, которые у них написаны в билетах;
- Регулировать освещение, вентиляцию, а также отопление;
- Предоставлять пассажирам постельное белье и иные вещи, исходя из типа вагона;
- Проводить сухую либо влажную уборку санузлов, коридоров и купе;
- Заполнять дорожные ведомости, а при работе на международных маршрутах раздавать пассажирам таможенные декларации;
- Следить за корректностью функционирования электричества в вагоне;
- Сообщать пассажирам о скором прибытии состава к месту их назначения, а также до конечного пункта следования поезда;
- При возникновении необходимости оказывать пассажирам первую помощь, а также сообщать о ЧП начальнику состава;
- Решать конфликтные ситуации и при появлении потребности вызывать наряд полиции;
- Заниматься обучением стажеров.
При остановках на станциях, работой проводников является обеспечение свободного движения пассажиров.
Как начисляется зарплата?
Какой будет зарплата проводника пассажирского вагона, напрямую определяется количество выполненных рейсов и временем, проведенным в дороге. В этой профессии сдельная оплата, по которой тарифная ставка равняется 51 рубль за каждый час работы. Минимальная норма для каждого сотрудника составляет 176 часов ежемесячно. Поэтому для повышения зарплаты проводники стараются дольше работать и берут себе больше рейсов. Кроме основного оклада, возможно дополнительное получение еще и премий по результатам работы. Так, после 5 лет качественного выполнения своих должностных обязанностей сотрудникам полагается выплата премии, составляющей до 3-месячного оклада.
Дополнительно на показатели того, сколько зарабатывают проводники РЖД, влияет их соответствие таким критериям:
- Наличие среднего либо высшего специального образования;
- Высокие показатели здоровья;
- Успешное прохождение стажировки.
Продолжительность подобных стажировок составляет 90-120 дней.
Сколько получает проводник?
К концу 2018 года руководство РЖД заявило, что средний уровень зарплат сотрудников в компании – 46 тыс. 800 рублей. Дополнительно было упомянуто о предстоящей её индексации, запланированной на I квартал 2019 года. Получение подобного уровня дохода определяется целым комплексом факторов, среди которых:
Наиболее крупный заработок у людей, работающих в вагонах СВ либо купе фирменного поезда. Дополнительно более высокую оплату труда получают сотрудники, которые относятся к управлению РЖД, расположенному в Москве, Санкт-Петербурге либо же Ставрополе. В подобных ситуациях их доход может находиться на уровне средней оплаты труда в компании. В иных управлениях оклад составляет порядка 22,5 тыс. рублей. Но подобный показатель не фиксированный, поэтому в зависимости от ряда факторов варьируется в пределах 17-34 тыс. рублей.
Говоря о том, сколько платят проводникам поездов дальнего следования, важно отметить, что средний показатель зарплат у этой категории сотрудников РЖД составляет 26 тыс. рублей.
Отдельно стоит сказать о планах продаж, которые выставляются проводникам. В случае их невыполнения им приходится доплачивать недостающую сумму из своих средств. А вот в случае успешного соблюдения такого плана всеми вагонами поезда к зарплате сотрудников добавляет еще 15%. Кроме этого, регулярно по пути следования состава проводятся ревизии, результаты которой тоже отражаются на доходах. При выявлении ошибок либо недочетов, работников лишают премий. Возможны вычеты из зарплаты в случае потери комплектов постельного белья.
В результате существует большая текучесть кадров в этой сфере, что не исправила даже двойная индексация, проведенная в 2018 году. Даже проводники Сапсана часто не выдерживают, несмотря на более комфортные условия, существующие в фирменных поездах, а также повышенную зарплату. Наиболее высокий уровень дохода работники, которые хорошо торгуют. И это относится не только к выполнению планов компании, но и к реализации «левых» товаров. Дополнительно они берут за определенную плату посылки, письма либо провозят безбилетников за определенную плату.
Бонусы к зарплате
Кроме того, сколько получают проводники поездов в России, стоит знать, что у проводников, работающих в РЖД, существуют и другие мотивационные льготы. Основным считается возможность бесплатного получения высшего образования на заочной форме, а также 2 раза в течение года они имеют право проехать за счет компании до места обучения, а также обратно. Для работников, которые нуждаются в жилье, его выделяют из фонда РЖД. Дополнительно есть специальные программы поддержки молодых сотрудников. Работа в праздники оплачивается проводникам по повышенному тарифу.
Кроме этого, всем сотрудникам предоставляется ежегодный отпуск в 28 дней, оплачивается покупка спецодежды, прохождение медицинских осмотров, а при необходимости диспансеризация. Также молодым мамам выплачивают пособие из Фонда соц. Страхования до достижения малышом 3-летнего возраста. Частично компенсируются траты сотрудника на:
- Обучение его детей;
- Лечение, проводимое в специальных санаториях;
- Занятие спортом.
В случае покупки жилья проводником, РЖД выдает ему заем на льготных условиях. Когда он выходит на пенсию после выработки требуемого стажа, он имеет право сохранить пожизненно целый ряд бонусов. К ним относятся льготы на проезд и лечение.
Как устроиться проводником?
Отдельно стоит рассмотреть, как устроиться на работу в РЖД проводником и что нужно для этого. Каждый кандидат должен иметь минимум среднее, а лучше высшее образование. Необходимо наличие специальной подготовки после прохождения подготовительных курсов. Её также можно получить при обучении в железнодорожном колледже по специальности «Проводник пассажирских вагонов». Нужно пройти медкомиссию, а также сдать экзамены на безопасность и тестирование на знание должностных обязанностей.
Чтобы попробовать себя в данной профессии у желающих есть возможность получить статус временного сотрудника. Подобные наборы осуществляются в период наличия пиковой нагрузки, которая наблюдается в летнее время.
Требования к кандидату
Говоря о том, как стать проводником поезда, следует отметить и требования, которые предъявляются к претендентам на эту вакансию. Так, существуют возрастные ограничения, из-за чего кандидат должен быть:
- Старше 18 лет;
- Младше 45 для женщин, а также младше 50 для мужчин.
Дополнительно важно обладать следующими качествами:
- Организованность, пунктуальность и способность оперативно принимать решения;
- Умение находить общий язык с разными категориями людей;
- Физическая выносливость;
- Аккуратность, внимательность, а также способность одновременно держать в голове значительное количество информации;
- Умение результативной работы с учетом отсутствия внешнего контроля.
Для работы на международных рейсах дополнительно требуется знание английского и иных иностранных языков. Но зарплата на таких маршрутах соответственно выше.
Работа проводников РЖД – это тяжелый труд, который притягивает любителей путешествий, а также дорожной романтики. Зарплаты у таких сотрудников зависят от многих факторов, в особенности от количества отработанного времени и наличия способности продавать пассажирам различные товары. Чтобы устроиться на такую работу требуется соответствовать строгим требованиям, предъявляемым ко всем кандидатам.
С точки зрения пассажира и «обыкновенного» человека профессия проводника вагона выглядит довольно примитивной: проверка билетов, уборка вагона, раздача и сбор постельного белья, включение-выключение титана, приготовление чая. Однако этот работник должен быть хозяином вагона во всех аспектах: от вывешивания номера вагона до оказания первой медицинской помощи пассажирам. Поэтому он должен обладать соответствующими знаниями и умениями.
Кроме того, проводник пассажирского вагона работает не только во время самой поездки, но и полностью готовит вагон к ней, а после сдает вагон «в целости и сохранности».
Места работы
Должность проводника имеется в «РЖД», международных железнодорожных транспортных или сервисно-транспортных компаниях.
История профессии
Данная профессия появилась относительно недавно — одновременно с появлением в 1829 году и последующим развитием железнодорожного пассажирского сообщения.
Обязанности проводника
В должностные обязанности проводника в пассажирском вагоне входит масса задач, мы перечислим только основные:
- обслуживание пассажиров в пути (посадка-высадка, белье, билеты, таможенные декларации, документы, дополнительные услуги);
- поддержание вагона в надлежащем состоянии (чистота, отопление, свет, вода, работа санузлов и т.д.);
- оказание пассажирам первой медицинской помощи;
- учет материальных ценностей и инвентаря, оформление документации;
- отчетность перед начальником поезда.
Дополнительные функции есть у проводника последнего вагона — обеспечение безопасности при вынужденных остановках и контроль исправности хвостовых сигнальных фонарей.
Требования к проводнику
Основные требования к проводнику вагона в поезде выглядят примерно так:
- профильное образование по специальности «проводник пассажирских вагонов»;
- опыт работы (однако часто берут без опыта вторым проводником);
- санитарная книжка.
На международных рейсах могут требовать знание иностранных языков.
Образец резюме проводника
Как стать проводником
Стать проводником достаточно просто — нужно пройти обучение в училище, колледже или техникуме по специальности «проводник пассажирских вагонов». Иногда достаточно закончить трехмесячные курсы. Если же вы заинтересованы в карьерном росте — например, до начальника поезда, то надо будет получить высшее образование и поработать на различных участках жд сообщения.
Зарплата проводника
Чтобы понять, сколько получают проводники надо сказать, что их заработок рассчитывается исходя из установленной правительством почасовой тарифной ставки, составляющей на сегодняшний день 57 рублей в час. С учетом того, что по правилам РЖД работник должен отдыхать не меньше, чем трудиться — т.е. потолок составляет 15 рабочих дней в месяц, зарплата тоже ограничена.
В результате средняя зарплата проводника вагона составляет в районе 18 000 рублей в месяц. Немного больше ставки разве что на международных рейсах и в фирменных поездах, которых не так много.
При этом где-то существуют премии за выполнение плана продаж, за выслугу лет, за направление, но ситуацию это особо не спасает.