Открытие телевизора. Когда в ссср появилось телевидение? Кто изобрел современный телевизор
21 декабря признан днем телевидения. Знаменательная дата отмечается во всем мире. С момента возникновения телевизор активно используют для распространения сведений и фактов, формирования идей и ценностей в обществе. Уже несколько поколений людей не представляют себе жизни без голубых экранов. Телевизор – это средство развлечения, ретранслятор новостей и разнообразной информации. Сложно поверить, но история этого поистине величайшего изобретения насчитывает немногим больше столетия.
Другой немец, физик К. Браун, создал уникальную деталь - электронно-лучевую трубку. Она передавала изображение на другие устройства. В 1907 году Б. Розинг подвел теоретическую базу под это открытие, соорудив свою версию трубки, посредством которой получил изображение, правда, пока - статичное. Так, взлет телеиндустрии начался с неподвижной картинки.
Интересный факт: большинство ученых в детстве слыли фантазерами. Чтобы совершить открытие, о нем надо мечтать.
Родоначальниками телевидения считают немецких ученых. Еще в 1884 году Пауль Нипков, один из таковых, создал первую систему телевидения, которая впоследствии легла в основу так называемого механического телевизора. Это был диск, передающий изображение посредством импульсов электричества. В устройстве в спиралевидном порядке содержались отверстия. Напротив устанавливался фотоэлемент, на который попадали лучи, проходя предварительно через плоскость диска. Изобретение носило название «электронного телескопа». Оно использовалось для того, чтобы принимать и передавать телевизионные сигналы.
Диск, передающий сигнал в первых телевизорах, имел 300 отверстий. Транслируя грубую и нечеткую, механическую картинку, он оказался рубежной чертой, разделившей позапрошлое и прошлое столетия.
2. Изобретение механического телевизора - лицо в деталях
Человек не останавливается на достигнутом. Стремление к совершенству - основа его сущности - становится первопричиной открытий. Великие умы не удовлетворились качеством изображения, и работали над тем, чтобы сказочная тарелочка с золотой каемочкой передавала четкие сигналы. Следующим этапом развития мысли стало высокое качество передачи сигналов. На экране уже можно было различить мелкие подробности, лица людей. Прорыв в области совершил швед Джон Бэрд. Используя ставший к тому времени знаменитый диск Нипкова или «электронный телескоп», как он именовался в патентном документе, ему удалось достичь четкого сигнала.
Хотите знать, кто придумал телевизор? Именно Джон Бэрд первым создал телесистему, которая передавала не просто картинку, а изображение в движении. 1925 год – это та дата, когда было создано устройство.
Достижение инженера стало плацдармом для развития малострочного или механического телевидения. Механические системы занимали главенствующие позиции на рынке телевизоров достаточно долго, вплоть до конца 40-х годов прошлого столетия. Только перешагнув рубеж второй половины ХХ века, человечество перешло на телевизоры электронного типа.
В СССР механические устройства были распространены более длительное время. Их окончательно заменили на электронные телесистемы только после окончания Второй мировой войны.
3. Популяризация телевидения, формирование масс
Телевизор не сразу стал популярным. Да, сегодня каналы и передачи удовлетворяют любопытство пользователей, но в начале прошлого столетия все было по-другому. У людей не было средств на покупку, у магазина - ассортимента, а у телевизионных аппаратов - соответствующего качества.
Первые фильмы были о движении локомотивов, работе представителей различных профессий. Как только стало возможным массовое производство телевизоров, активно стала развиваться телеиндустрия – создавали телешоу, снимали художественное кино.
Информационные средства не остались незамеченными государственной машиной. Телевизор стали активно формировать массовое сознание граждан. Регулярное телевещание впервые появилось в 1936 году в Великобритании, немного позже – в Германии. Движущаяся картинка в сочетании со звуком возымела гораздо больший эффект, чем книги и радио вместе взятые. Развитие телевидения стало началом формирования массовой культуры, какой мы ее видим ныне.
4. Электронный телевизор - 5 дюймов прорыва
Механические телевизоры изначально не давали достойного качества изображения, обладали ограниченным ресурсом развития и совершенствования. Вот почему японским и американским физикам и инженерам приходилось прибегнуть к электронным средствам.
В 1933 году опыты по созданию электронных телевизоров увенчались успехом. Прорыв совершил американский ученый, выходец из СССР, Владимир Зворыкин. Исследователь изобрел катодную трубку, которая вплоть до недавнего времени была обязательной частью всех телевизоров. Всего три года понадобилось ученому, чтобы создать на основании собственного изобретения первый электронный телевизор, который можно использовать вне лабораторных условий. С этого момента берет начало массовое телевидение.
Американская лаборатория RCA В 1939 году презентовала миру первый аппарат, созданный специально для использования в быту. Это была модель RCS TT-5. Любители просмотра телепередач, привыкшие смотреть любимые шоу с плоских экранов, висящих на стене, словно картина, были бы немало удивлены, увидев этот громоздкий прибор, напоминающий деревянный ящик. Экран при этом был небольшим, как у современного телефона средних размеров - 5 дюймов. В это сложно поверить пользователям, привыкшим к широкоформатным телевизорам с .
Стремление к совершенству не позволило исследователям почить на лаврах. В 1960 году радиолампы были низвергнуты, уступив место полупроводникам. С того времени телевизоры стали весьма востребованным товаром. Ведущие фирмы-производители трудились над созданием совершенных модификаций. Для передачи сигнала были задействованы микросхемы. Современные же технологии позволили заключить необходимые для работы элементы в единственной микросхеме.
Телевизор перестал быть «ящиком» и стал картинкой. С каждым днем темпы развития набирают обороты, открывают перед пользователями новые возможности. Аналоговое телевидение практически полностью исчерпало себя. Ему на смену приходит спутниковое и цифровое телевидение.
5. Телевидение в СССР - все началось с Б-2
Первый телевизор на территории СССР собрали в 1932 году. Механическая модификация именовалась Б-2. В это же время начинает проводиться опытный телесеанс. Постоянный телецентр появился в 1937 году. Изначально его использовали в опытных целях. Эксперименты окончились через 2 года, в 1939 года телевещание приобрело регулярный характер. В период Второй мировой войны развитие телевидения, как и само телевещание, было прервано. Телецентр снова начал вещание к концу второй мировой войны.
Рождение электронной модели популярного телевизора КВН 49 датируется 1949 годом. Устройство имело экран с небольшой диагональю. Для работы устройства применялась линза, куда заливали дистиллят. Конструкция аппарата совершенствовалась, хотя до моделей даже ей было далеко.
Основные вехи развития телевещания в СССР:
6. Цветное телевидение появилось в 1928 году
Красочные картинки, транслируемые по ТВ, связаны с именем изобретателя Владимира Зворыкина, который создал цветной телевизор. Хотя сознание связывает цветное ТВ со второй половиной ХХ столетия, первое устройство, которое ретранслировало изображение в цвете, появилось в 1928 году. Технические возможности так и не позволили запустить его в массовое производство.
Задуманное удалось реализовать только к 50-м годам, а точнее к 1954 году. Свет увидел первые цветные телевизоры с экраном на 15 дюймов. Их родителем оказалась корпорация RCA.
Спустя некоторое время на рынке появились 19-, также 21-дюймовые модификации. Их стоимость превышала тысячу долларов. Подобная роскошь была по карману не каждому обывателю - массам приходилось довольствоваться более демократичными вариантами.
7. Развитие телевизоров до сегодняшнего дня
С конца ХХ столетия телевизоры преображаются практически полностью. Не переживая особенных внешних изменений, телевизоры эволюционировали “изнутри”. Эксперименты конструкторов были направлены на внедрение микросхем, заменивших традиционные полупроводники, которые в свое время сменили лампы. Вместо дерева постепенно начинают использовать пластик для создания корпуса.
С 90-х годов отмечается спад спроса на телевизоры. Это объясняется просто: рынок насытился. Практически в каждом доме есть телевизор, а то и не один. В ответ на падение потребительского интереса производители внедряют революционные технологии:
- управление осуществляется дистанционно, с использованием пульта;
- благодаря применению укороченного кинескопа телевизоры становятся более «плоскими» ( - впереди);
- появляются плазменные технологии.
Следует особо остановиться на изобретении плазменных телевизоров. Интересно, кто их придумал? Его создателей было несколько - сотрудники Иллинойского университета. Среди них - Д. Битцер, Г. Слоттоу. Они презентовали экспериментальный образец на принципе плазмы в 1964 году. Правда, в тот момент их инновация не обрела практическое применение ввиду отсутствия цифровых технологий. Только после того, как на смену аналоговому телевидению пришла «цифра», плазменные телевизоры получили распространение.
Надо сказать, что триумф плазмы был недолгим. Уже в начале ХХI столетия параллельно с плазменными начинают появляться ЖК телевизоры. К этому времени производство аппаратов с кинескопом окончательно кануло в лету.
Использование жидких кристаллов в производстве телевизоров открыло новые возможности перед исследователями. Они позволили создавать объемное изображение! Могло ли это привидеться первым изобретателям, для которых достижением была передача четкого изображения человеческих лиц!
Трехмерное телевидение было запущено в начале столетия, хотя первые попытки создать объемное изображение датируются еще 1975 годом. Кто придумал , сегодня остается загадкой, поскольку технология разрабатывалась одновременно в разных концах света ведущими производителями телевизионного оборудования.
С 2010 года сворачивается также изготовление плазменных телевизоров. В 2015 году их выпуск окончательно прекратился. Отныне будущее – за LCD аппаратами.
Телевизоры перестали быть просто телевизорами. Современные экраны имеют возможность выходить в интернет, интегрироваться с домашней компьютерной сетью, взаимодействовать с разнообразными устройствами типа видеокамер, фотоаппаратов, флешек.
Больше, чем половина телевизоров, которые выпускаются сегодня, используют , существуют модели с изогнутым экраном.
Развитие технологии телевизоров каждый день радует пользователей все новыми возможностями. Фантазия человека поистине не знает границ, ученые будут искать пути осуществления смелых решений. Сегодня мир говорит об инновационных экранах, которые позволяют просматривать объемное изображение без применения специальных очков. Телеиндустрия переформатируется на трансляцию передач в трехмерном объеме. Что будет завтра? Поживем – увидим!
Интересно и познавательно о телевизорах для детей здесь рассказывают фиксики
Телеви́зор (телевизионный приёмник ) (от новолатинского televisorium - дальновидец) — электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам (в т. ч. телевизионных программ, также сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала).Идея передачи изображения на расстоянии существовала с глубокой древности, находя отображение в мифах и сказаниях (например, «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»), однако, техническая и теоретическая база для создания подобного устройства появились лишь в конце XIX века, после создания радио.
В 1884 году немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск Нипкова — устройство, лёгшее в основу механического телевидения.
10 октября 1906 года изобретатели Макс Дикманн, ученик Карла Фердинанда Брауна, и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование трубки Брауна для передачи изображений. Браун был против исследований в этой области, считая идею ненаучной.
В 1907 году Дикманном был продемонстрирован телевизионный приёмник, с двадцатистрочным экраном размером 3х3 см и частотой развёртки 10 кадр/с.
25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния», доказав возможность применения катодно-лучевой трубки для преобразования электрического сигнала в точки видимого изображения. Развёртка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) — с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму.
9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).
В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов («Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отражённого от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера
», заявка подана в 1907 году). Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России (1910, «Приёмник для изображений, электрически передаваемых с расстояний»). В 1918 году Адамян собрал первую в России установку, способную демонстрировать чёрно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения. В 1925 году он получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение. Опытные передачи были продемонстрированы в том же году в Ереване.
Существует много публикаций и о создании в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. Первый в истории телевизионный приёмник, на котором был произведён ташкентский опыт, назывался «телефотом».
В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов используя диск Нипкова. В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.
Настоящий прорыв в технике электронном телевидения произвёл ученик Б. Розинга В. К. Зворыкин (эмигрировавший после революции в Америку и работавший на RCA) — в 1923 году он подал заявку на телевидение, основанное полностью на электронном принципе, а в 1931 году создавший первую в мире передающую электронную трубку с мозаичным фотокатодом, названную «иконоскопом», положившую начало развитию электронного телевидения. Иконоскоп — первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Далее Зворыкин занялся созданием полностью электронной телевизионной системы. Для полного успеха требовалось провести большую работу по совершенствованию иконоскопа и кинескопа (приёмной трубки), систем преобразования и передачи электрических сигналов, решению технологических проблем, связанных с получением требуемой фоточувствительной структуры, и т. п.
Регулярное телевизионное вещание по системе с оптико-механической развёрткой изображения началось в США в 1927 году, в Великобритании в 1928 году, в Германии в 1929 г.
Первое регулярное телевещание на электронном принципе в УКВ-диапазоне началось в 1935 году в Германии (441 строка), в 1936 году — в Англии (405 строк), Италии (441 строка) и Франции (455 строк). Регулярное вещание с анонсированием передач началось в Великобритании в 1936 году.
После Второй мировой войны в США население не потеряло покупательную способность а её радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности во время войны, и лишившаяся оборонных заказов, нашла себе поле деятельности в виде телефикации страны и быстро решила эту задачу. Если в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! (то еесть телевизор имела практически каждая вторая семья). Рынок за шесть лет был практически насыщен чёрно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность занялась всерьез цветным телевидением.
После разработки и создания этой системы, в 1953 году в США началось регулярное цветное телевизионное вещание. Тогда же появились и цветные телевизоры. Тогда он стоил в среднем около тысячи долларов (половина стоимости среднего автомобиля), а его обслуживание в год обходилось примерно в такую же сумму. Требовалась, например, почти еженедельная настройка специалистом (ручек управления у первых телевизоров было больше ста). Поэтому цветное телевидение в США стало массовым только через 12-15 лет (первые 10 млн. телевизоров были проданы только к 1966 году).
Японская радиопромышленность довольно быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров для рынка США, и поэтому в 1960 году американскую систему приняла и сама Япония (то есть выбор был вынужденный).
Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.
Первый советский телевизор (приставка — собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года. Это была марка Б-2
, с размером экрана 3x4 см. В 1933-1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров. В 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры ТК-1
, это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК
(Всесоюзный радиокомитет) .
Работы же по созданию упрощенного телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии - заводе "Радист" (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого). И в 1940 году в лабораториях "Радиста" был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1
с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки. Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA — АТП-1
. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49
, его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей.
Московский телевизионный завод (ныне «Рубин»), был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север
в 1953 г. Александровский радиозавод («Рекорд», ныне VESTEL) начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения
(имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чёрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке). Был выбран стандарт 525 строк при 50 кадрах (25 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие). Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения
, ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью — чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).
Но в феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по одновременной (совместимой) системе. К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960 г. начала регулярное вещание по системе NTSC. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу»), а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около 4000 штук, но в открытую продажу они не поступали.
В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и был осуществлён переход на французскую систему SÉCAM. Первая широковещательная цветная телепередача в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Первые цветные телевизоры тоже были французские — было закуплено несколько сот телевизоров марки КFТ. В 70-х - 80-х годах происходила постепенная замена парка чёрно-белых телевизоров на цветные отечественного производства. Парк цветных телевизоров формировался трудно, хотя их долгое время продавали даже ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта: население почти перестало покупать чёрно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надёжности (да и объём цветных телепрограмм рос тогда очень медленно).
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн. цветных телевизоров.
Примерно до 1990-х годов использовались телевизоры исключительно на основе кинескопа (электронно-лучевой трубки). В конце XX века начали получать распространение проекционные телевизоры (как на основе ЭЛТ, так и ЖКИ, а также на основе микромеханического оптического модулятора). Появились телевизоры на основе практически плоского , а затем и совершенно плоского , кинескопов, появились тёмные кинескопы с улучшенной передачей чёрного цвета, кинескопы с укороченной трубкой (по толщине корпуса конкурирующие с жидкокристаллическими). Внедрялись системы передачи текстовой информации в телесигнале — телетекст и фасттекст. Стали выпускаться телевизоры с функцией картинка-в-картинке (PIP) (первый выпущен в 1978 г. компанией Sharp), широко внедряться цифровая обработка видеосигнала, улучшающая итоговое качество изображения. Поступили в продажу карманные телевизоры с ЖКИ-экраном, мини-телевизоры встроили в часы и в очки. Совершенствовалась и удешевлялась технология производства телевизионных приёмников, телевизор стал одним из самым распространённых бытовых приборов, он стал основным инструментом мировой масс-медиа, потеснив радио.
В начале XXI века стали массово производится телевизоры с жидкокристаллическими и плазменными экранами (панелями), благодаря стремительному удешевлению неуклонно вытесняющие традиционные кинескопные. Размер экрана современных бытовых телевизоров может доходить до нескольких метров. Телевизоры с очень большим форматом изображения (предназначенные для общественных мест) могут изготавливаться и на основе матриц из дискретных светодиодов или на основе матрицы плазменных панелей.
Дальнейшее развитие телевизионных приёмников осуществляется в направлении поддержки телевидения высокой чёткости (ТВЧ) и цифрового телевидения.
Около 100 лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. Эти гаджеты прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.
Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей «110 лет телевидения» сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.
«Пантелеграф» и диск Нипкова
Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.
До тех пор пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: диск Нипкова.
Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.
А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), — и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.
Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)
Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра — как можно меньшим.
Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий — почти прямая. Одно отверстие — одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.
Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.
На рубеже XIX и XX веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» — первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.
В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.
Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia
Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты Daily Express, редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.
В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).
Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com
Самые первые в мире серийные телевизоры
Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.
В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор — Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.
Само устройство стоило 88,25 доллара, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.
В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.
Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org
Телевизор Бэрда (он так и назывался — Televisor) — выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.
Фото с сайта TVHistory.tv
Первые телевизоры в СССР
В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные — лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.
Расписание из журнала «Радиофронт».
Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному — чтобы попутно слушать звук.
Телевизор «Б-2». Фото: Википедия
Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей — за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.
Одним из первых в СССР минчанин Генрих Бортновский: уже в канун 1933 года он принимал из Москвы новогоднюю передачу. Это был первый телевизор на территории современной Беларуси.
Интересно, что в 1936-м журнал «Радиофронт» опубликовал несколько критических статей, где клеймил позором Белорусский радиокомитет за бездействие, волокиту и междоусобную войну с городским отделом радиовещания.
В результате многие телерадиолюбители не могли получить консультацию и строить свои приемники. Быть может, именно эта бездеятельность Белорусского радиокомитета способствовала развитию таланта самоучек вроде Бортновского.
Фото из журнала «Радиофронт», 1936 год
Телевизоры с зеркальным винтом
К концу тридцатых годов «телелюбительство» в СССР потихоньку становится все более массовым увлечением: ленинградский завод выпустил три тысячи телевизоров «Б-2», по журнальным схемам любители всей страны собирают сотни и сотни самодельных приемников разных конструкций.
В 1937 году книга Б. Шефера «Самодельный телевизор» тиражом в 50 тысяч экземпляров выходит в издательстве «Детиздат». Передачи в то время велись в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Томске, Саратове, Одессе, также можно было словить иностранные трансляции.
Параллельно с дисковой развивается еще одна система механического телевидения: с зеркальным винтом.
На стержень насаживаются отполированные до зеркального блеска пластины, каждая из которых немного смещена относительно предыдущей. В результате получается этакий большой блестящий винт, похожий на спираль от мясорубки. Вращаясь с большой скоростью, винт отражал свет от неоновой лампы, и прямо на его поверхности выстраивалось изображение.
Если телевизоры с диском Нипкова зрители могли смотреть по очереди, то передачу по винтовому телевизору видели одновременно 10−15 человек. Правда, постройка такого аппарата требовала значительно больших затрат времени, а набор деталей обходился уже в 150 рублей.
Фото с сайта Television Experiments.com
Телевизор ТЗС с зеркальным винтом. Фото с сайта rw6ase.narod.ru
Использовались также механические системы с «блуждающим лучом»: диктор сидел в темной комнате, по нему бегал световой луч, проходящий через диск Нипкова, а отраженный свет попадал на фотоэлементы. Такая технология не позволяла делать передачи вне студий, но, на удивление, просуществовала довольно долго: в Великобритании до 1935-го и в Германии — до 1938 года.
Появление полностью электронных систем
Системы механического телевидения начали сворачиваться во второй половине 30-х годов. Основная причина — массовое внедрение полностью электронных систем, которое произошло в начале — середине 30-х.
В США последние механические телесети существовали при университетах и были закрыты в 1939 году. В СССР еще с 1938 года велись электронные телепередачи, но механическое телевидение просуществовало у нас до апреля 1940 года, ведь у населения было очень много промышленных и самодельных телевизоров.
Помимо уже упомянутого серийного «Б-2», мелкими сериями выпускались модели «Т-1» (Ленинградский завод имени Коминтерна), «Пионер ТМ-3» (Ленинградский радиозавод имени Козицкого) и некоторые другие — всего около полудюжины моделей.
Работы над электронным телевидением велись с начала ХХ века параллельно с изучением телевидения механического: еще в 1906 году Макс Дикманн, ученик знаменитого ученого Карла Брауна, патентует использование трубки Брауна для передачи изображений.
Годом позже русский профессор Борис Розинг регистрирует свое изобретение, доказывая техническую возможность использования катодно-лучевой трубки. В 1911 году он продемонстрирует передачу простых статичных фигур и ее прием на электронной трубке.
В 20-х годах строят и патентуют свои электронные телеустановки англичанин Алан Кэмпбелл-Суинтон, венгр Калман Тиханьи («радиоскоп»), японец Кэндзиро Такаянаги, американец Фило Фарнсуорт («диссектор»). В 1928 году ученые из Ташкента Борис Грабовский и Иван Белянский передают в эфир движущееся изображение, и на сконструированном ими электронном «телефоте» можно было разглядеть самого Белянского.
Но все же изобретателем электронного телевидения считают другого русского — Владимира Зворыкина, ученика Розинга. Зворыкин после революции эмигрировал в Америку и в конце 20-х годов разработал и запатентовал на фирме RCA приемную телевизионную трубку — кинескоп, и трубку передающую — иконоскоп.
Кинескоп позволил повысить качество принимаемой картинки: от 30—120 строк в механических системах с диском Нипкова до 400 строк и впоследствии даже до 1000 строк.
Владимир Зворыкин с иконоскопом. Фото с сайта EngineeringHistory.Tumblr.com
В 1934 году фирма Telefunken начинает регулярное электронное телевещание в Германии (два года спустя церемонию открытия Олимпийских игр в Берлине будут транслировать в прямом эфире), в 1936-м подключаются Италия, Франция, Великобритания. У истоков британского электронного телевидения стоит Исаак Шоэнберг — выходец из Пинска.
Из-за патентных разногласий в США телевидение появляется лишь в 1938-м, причем компания RCA использует в разных городах различные стандарты: скажем, в Нью-Йорке применяется иконоскоп Зворыкина, а в Филадельфии и Сан-Франциско — диссектор Фарнсуорта. Кроме того, на рынке присутствуют и другие компании со своими стандартами. К единому стандарту в США придут в 1941-м.
Владимир Зворыкин демонстрирует свой электронный телевизор, 1929. Фото: Wikipedia
Зворыкин неоднократно ездил в Европу и в СССР и консультировал компании при запуске телевидения. В результате в Советском Союзе с фирмой RCA заключили договор, и в 1938 году на Шаболовке запустили станцию электронного телевидения; регулярное вещание началось 10 марта 1939-го. Станция передавала телевизионный сигнал на частоте 49,75 МГц с разрешением 343 строки (25 кадров в секунду).
Для приема телепередач Ленинградский завод имени Козицкого по документации RCA выпустил телевизор модели «ТК-1» на 33 лампах. Это была сложная конструкция, для сборки и наладки которой требовались специалисты высокой квалификации. К концу 1938-го завод выпустил двести экземпляров, а к началу войны — около 6 тысяч телевизоров этой модели. На базе этой модели Александровский радиозавод изготовил опытную партию телевизора «АТП-1».
Телевизор «ТК-1». Фото с сайта DVostok.comВ самом Ленинграде опытный телерадиоцентр еще с 1937 года вел передачи в другом стандарте на частоте 37,5 МГц (240 строк, 25 кадров в секунду); а с сентября 1938-го начались регулярные передачи по два раза в неделю. Для приема этих программ выпустили телевизор ВРК на 24 лампах. Изготовили всего 20 экземпляров, которые использовались в качестве тестовых.
Телевизор «ВРК».
Незадолго до войны ленинградский завод «Радист» освоил выпуск телевизора модели «17ТН-1»/«17ТН-3», который позволял смотреть и московские, и ленинградские передачи, — до войны их выпустили более 2 тысяч штук.
Гигантский скачок популярности ТВ
После Второй мировой популярность телевидения сделала гигантский скачок.
В Великобритании до войны было выпущено около 19 тысяч телевизоров, в 1947 году их число оценивалось в 17 тысяч, а в 52-м — уже 1,4 млн. В США до войны выпустили около 7−8 тысяч телевизоров, в 1947-м их было уже 180 тысяч, а к 1951-му году — 10 миллионов.
В СССР незадолго до начала войны было по нескольку тысяч механических и электронных телевизоров разных стандартов. В 1944 году у нас разработали стандарт электронного телевидения в 625 строк, который утвердили через два года (также его внедрят в Европе); а еще два года спустя, в 1948-м, в Москве начались первые регулярные телепередачи в новом стандарте.
Появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1», а также первый массовый советский телевизор «КВН-49», который выпускался с 1948 по 1967 годы минимум на восьми заводах и разошелся тиражом в 2,5 млн экземпляров. В 1957 году число советских телезрителей превысило 1 миллион человек.
Телевизор «КВН-49». Фото с сайта Dvostok.com
Постепенно рынок стал насыщаться, и в борьбе за зрителя телекомпании по всему миру начали внедрять цветное телевидение. Но об этом мы расскажем в следующем материале проекта.!
Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении разлиичимы при любом освещении.
Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.
Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.
Нипков Пауль Юлиус Готлиб
Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.
Схематическое изображение диска Нипкова
Перский Константин Дмитриевич
Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.
Бэрд Джон Лоуги
К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.
Розинг Борис Львович
Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.
Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.
Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд
Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.
Такаянаги Кэндзиро
25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.
Фарнсуорт Фило Тэйлор
Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.
Диссектор изображения Фарнсуорта
Катаев Семён Исидорович
Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.
Зворыкин Владимир Козьмич
Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.
ИТОГИ
Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.
В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.
Развитие телевидения сыграло значительную роль во всех общественно-политических событиях XX века и напрямую способствовало общему научно-техническому прогрессу. Огромный вклад исследователей в создание новых способов быстро передавать качественное изображение привел к созданию современных компьютеров и средств мобильной связи.
Сейчас практически каждый телефон можно использовать для общения посредством видео с минимальной задержкой изображения. Однако всего сто лет назад заявления исследователей о своих успехах могло вызвать сомнения в их психической адекватности.
Сложно сказать, кто создал первый телевизор в мире. Изобретение телевидения стало возможным благодаря комплексу успешных исследований, проведенных в XIX и XX веке. На основе этих исследований были разработаны различные системы передачи изображения.
Предпосылки к появлению телевидения
Назначение первых устройств для передачи изображения было сугубо практичным. Известность такие аппараты приобрели только тогда, когда прибор использовался полицией для передачи портрета преступника.
Нельзя точно определить, в каком году создали первый телевизор и был запущен процесс развития технологии. Фантасты начинают предвосхищать его появление задолго до выхода первых действующих моделей. Достигнуть результата было возможно только благодаря огромному количеству осуществляемых в мире одновременно открытий и изобретений.
В 1880 году ученый Порфирий Бахметьев предложил перспективную технологию передачи изображения на расстояния.Картинку предлагалось разложить на составляющие элементы и подавать на приемник в виде отдельных сигналов; а затем при помощи специального устройства собирать воедино.
Возможно, создан был первый телевизор в 1884 году. Тогда Пауль Нипков изобрел устройство для сканирования изображения и его последующего отображения на экране.
Так называемый «диск Нипкова» покрыт расположенными по спирали отверстиями на поверхности. Через них объектив транслировал свет – только одну точку, при помощи одной лампы. Для устройства Нипкова этого было достаточно. Ускоренное вращение диска заставляло пятна света сливаться в цельное изображение. Эта технология работает за счет инерционной особенности восприятия глаз человека, способности складывать в единую картинку воспринятое взглядом остаточное свечение.
Диск обладал существенным недостатком – он давал слишком маленькое изображение. Для того, чтобы на первых телевизорах создавалась картинка площадью не более чем поверхность спичечного коробка, требовался «диск Нипкова», достигающий 40 сантиметров в диаметре.
Повсеместного распространения эта технология не получила и в рядовую жизнь граждан не вошла. Только в 1924 году эксцентричный ученый Джон Лоуги Бэрд ознакомил общественность со своей действующей моделью первого механического телевизора, построенного с использованием диска Нипкова.
Система давала изображение со скоростью 5 кадров в секунду, по 30 столбцам. Исследователь был воодушевлен и вложил усилия в дальнейшее развитие проекта. В следующие годы была увеличена частота смены кадров, добавлена технология трансляции цветного изображения. Бэрд был тем, кто изобрёл телевизор в его механической вариации и внес существенный вклад в остальные направления исследований.
Разработки Джона Бэрда активнее всего использовались в США до 1936 года. Начиная с 1937, механический телевизор оказался полностью вытеснен электронными системами передачи изображения. Бэрд принес огромный вклад в историю развития телевидения и активно способствовал распространению технических достижений в этой сфере. После выхода из употребления механического телевидения, Бэрд способствовал эволюции электронных телевизионных систем. В частности, еще в 1939 году он продемонстрировал способности электронно-лучевых трубок передавать цветное изображение, а в 1944 представил электронный цветной экран собственной разработки.
Изобретение и использование ЭЛТ
Чтобы разобраться, как устроено телевидение, стоит начать с ЭЛП. Электронная пушка – это специальный прожектор, посылающий пучки электронов на принимающий прибор. Электронная пушка проводит сканирование светочувствительной мишени. Мишень копит электрические заряды, получаемые от спроецированной на нее картинки.
Использование электронной пушки для передачи изображения сыграло большую роль в развитии телевидения.
ВАЖНО! Катод – это электрод, проводник электричества, входящий в конструкцию электронной пушки. Фотокатод – это катод, заряженный отрицательно. Делают фотокатод с использованием чувствительных к свету соединений, хорошо проводящих электричество. Когда на фотокатод попадает фотон, или квант света, происходит выделение электронов. Принцип работы основан на внешнем фотоэффекте, открытие которого приписывается Генриху Герцу. Фотокатод отличается от обычного катода высоким квантовым выходом фотоэлектронов на каждый поглощенный фотон.
В 50-х годах XIX века произошло открытие катодных лучей. Эти электронные лучи распространяют свет от катодного излучателя, благодаря ускоренной передаче электронов на люминофоры.
Люминофоры – особые вещества, обладающие свойством поглощать и отдавать свет. Люминофоры реагируют на свет не из-за сопутствующего ему тепла, а за счет реакции на поглощенную электронную энергию. Технику взаимодействия катодного излучения с люминофорами впоследствии начали активно использовать в электронно-лучевых приборах. Люминофоры наносятся изнутри на прозрачную трубку. Трубка получает энергию от катодного излучателя и начинает светиться. Данная технология использовалась для создания разных видов телевизионных трубок и других видов электронно-лучевых приборов.
Самое известное и популярное устройство электронно-лучевого типа – кинескоп.
Вплоть до 90-х годов прошлого века эта электронно-лучевая трубка повсеместно использовалась в производстве и мониторов. Кинескоп преобразует полученные электросигналы в свет. Он имеет электромагнитный тип отклонения. Луч, оказываясь на покрытой люминофором поверхности, вызывает свечение и формирует часть конечной картинки.
Прототип кинескопа был создан Борисом Розингом в 1911 году.
Розинг был тем, кто придумал обоснование принципу работы ЭЛТ и продемонстрировал, как можно транслировать изображение посредством построчной передачи света. Однако действительным изобретателем телевидения принято считать Владимира Зворыкина.
В 1923, находясь в США, он создал патентную заявку на телевидение, работающее только на электронном принципе. В 1929 году появился первый кинескоп конструкции Зворыкина – высоковакуумная трубка для приема изображения. В 1931 Зворыкин запатентовал иконоскоп, специальную передающую трубку. Истоки создания иконоскопа восходят к опытам 1911 года, проведенным под руководством Розинга. Зворыкин занимался разработкой трубок с электростатической фокусировкой. Они являлись свежей альтернативой немецким приборам, осуществляющих «газовую» фокусировку.
В 1940-х годах Зворыкин положил начало цветному телевидению того вида, который покорил мир на следующие полвека. Он разделил световой луч на зеленый, синий и красный цвета. Можно считать, что именно Зворыкин был тем, кто изобрел телевизор в его современном виде.
В 1933 году завод имени Козицкого наладил производство серийных телевизоров Б-2. Продукт ленинградского производства имел деревянный корпус и размер экрана 4х3.
На корпусе располагались регуляторы, управляющие частотой импульсов, амплитудой и мотором. Встроенный двигатель задавал вращение диску Нипкова. Данная модель являлась относительно небольшим по размерам приложением к радиоприемнику. Прием звука мог происходить только при подключении другого устройства по приему радиоволн, настроенного работать на другой частоте.
Первые телевизоры в СССР, Б-2, расходились быстро, невзирая на значительную цену в 235 рублей. Модели часто предлагалось собирать своими силами из купленного комплекта деталей.
Развитие электронных телевизоров в СССР началось с 30-х годов. Параллельно со Зворыкиным патентную заявку на кинескоп подавал советский гражданин Катаев Семен.
Электромагнитные трубки Катаева имели магнитный принцип фокусировки. Конструкция такой трубки была проще, потому что система фокуса располагалась за пределами прибора. Фокус на такие трубки передавался с помощью магнитных катушек. Лишь к 70-м годам XX трубки с электростатической фокусировкой сравнились по качеству результатов с трубками Катаева. Качественное отставание было обусловлено тем, что трубки с магнитной фокусировкой, в отличие от трубок с электростатической, использовали весь идущий от катода ток.
В 1936 году свет увидел прибор супериконоскоп, или трубка Шмакова-Тимофеева. Два исследователя, по имени которых назван прибор, изобрели особую конструкцию устройства. Трубка использовала электронно-оптический способ перенести картинку с фотокада на мишень. Так называемая «вторичная эмиссия» заставляла металлы активно выделять электроны во время усиленной бомбардировке их поверхности первичным потоком частиц. Эта технология позволяла накапливать заряд и проецировать электроны на мишень.
Супериконоскоп был так эффективен и популярен, что британские и немецкие компании пожелали выпускать аналогичную продукцию. Они обращались с запросом на получение патента, но советский Комитет по изобретениям выдал отказ.
Когда телевидение стало цветным
Когда появились цветные телевизоры? Начало трехкомпонентного телевизионного вещания можно отметить 1900 годом. Идея была предложена инженером Александром Полумордвиновым. А в 1925 году патент на трехкомпонентную телевизионную систему, использующую диск Нипкина, получил советский изобретатель армянского происхождения Ованес Адамян.
В этой системе зеленый цвет получался матрицированием прямо в телевизоре. Сигналы принимались двух типов: красный и синий. Идею взяли на вооружение американцы и на ее основе, к 40-му году, появилась удобная и практичная телевизионная система.
После Второй мировой войны американцы начали динамично развивать цветное для гражданских нужд. Первые телевизоры с цветом давали очень темное изображение и цены на них были астрономическими. Цвет достигался путем совмещения в одном аппарате сразу трех кинескопов. В каждом из них люминофор светился отдельным цветом.
Для создания действующей модели цветного телевизора и комплектующих к нему, Бэрд использовал кинескоп с тремя электронными пушками и мозаичный люминофор.
Его система называлась «Телехром». Электроны из каждого прожектора шли на слой с люминофором отдельного цвета.
Большой вклад в развитие телевидения внесла американская компания RCA. Американские разработки в этой области оказали поддержку многим ученым. В 50-х годах XX века RCA способствовали созданию следующих технологий:
- Дельтовидная технология. Самым эффективным способом направлять пучки электронов оказалась «теневая решетка» — изобретение Вернера Флехига. Называемая также «теневой маской», технология имеет распространение и по сей день. Металлическая сетка из инвара имеет пропускающие свет отверстия круглой формы. Чем меньше расстояние между элементами одного цвета, тем больше разрешающая способность прибора.
- Помимо этого, распространение получила апертурная решетка. Свет подается на люминофор, организованный в тонкие .
ВАЖНО! Первый цветной телевизор в СССР, получивший массовое распространение – «Рубин-401». Был выпущен в 1967 году. До него цветные телевизоры были большой редкостью и не выпускались сериями.
Прогресс не стоит на месте
Основа самых распространенных современных телевизоров:
- Жидкокристаллическая матрица. Жидкие кристаллы были открыты еще в конце XIX века. Кристаллами заполнен промежуток в пакете стеклянных или полимерных панелей.
- Плазменная матрица. Ячейки, наполненные газом. Расположены между стеклянными поверхностями, стоящими друг напротив друга.
В настоящий момент ведутся разработки голографического телевидения. Но до завершения работ над этим проектом и повсеместного распространения итоговых версий проекторов еще далеко.